Моим дочерям 2 и 6 лет. Отец ушел из семьи, но хочет продолжать видеться с детьми. Дочь очень переживает, когда отец прощается с ней после прогулки. Она звонит обоим родителям домой и уговаривает отца остаться. Как помочь ребенку пережить этот этап жизни? Должен ли отец приезжать чаще или реже? Где они должны встречаться? На дороге (на детской площадке) или дома, чтобы в этот раз они были только вдвоем? Следить ли за тем, чтобы никто не отвлекал внимание от общения?
Наталья< Пан> Дочкам 2 и 6 лет. Отец ушел из семьи, но хочет продолжать видеться с детьми. Дочь.
Моим дочерям 2 и 6 лет. Отец ушел из семьи, но хочет продолжать видеться с детьми. Дочь очень переживает, когда отец прощается с ней после прогулки. Она звонит обоим родителям домой и уговаривает отца остаться. Как помочь ребенку пережить этот этап жизни? Должен ли отец приезжать чаще или реже? Где они должны встречаться? На дороге (на детской площадке) или дома, чтобы в этот раз они были только вдвоем? Следить ли за тем, чтобы никто не отвлекал внимание от общения?
Дочкам Натальи 2 и 6 лет. Отец ушел из семьи, но хочет продолжать видеться с детьми. Дочь.
«Я их ненавижу!» Как помочь ребенку пережить развод родителей
Как научиться справляться с гневом и говорить о чувствах
Здравствуйте, Наталья. Мне очень жаль слышать об этом факте в вашей семье — это очень печально. И как бы ни было грустно, это не может быть совсем безболезненно для вашей дочери. Если предотвратить развод невозможно, то, по крайней мере, вы можете помочь девочке пережить эту ситуацию с минимальными потерями. На мой взгляд, в ситуациях, когда встречи между отцом и дочерью имеют место, они не так важны. Важнее сделать их регулярными, заранее обговоренными и по возможности не отменяемыми. Регулярность дает ребенку чувство стабильности и защищенности. Если отец держит слово, данное девочке, это позволяет ему идти в ногу со временем и точно знать, когда он снова ее увидит. Когда у девочки возникают негативные чувства по поводу разлуки с отцом, лучше всего реагировать на них как можно спокойнее. Вы можете обсудить ее чувства и выразить свое понимание и сочувствие. Чтобы уменьшить эмоциональный стресс дочери, поговорите с ней, если вы еще не сделали этого, и объясните ей на понятном ей языке, что произошло. Молчание усиливает стресс девочки, потому что она чувствует ваши негативные эмоции и замечает, что ее отец не приходит домой. Поэтому он его не знает. В таких ситуациях дети часто приходят к выводу, что причины одни и те же — например, в их плохом поведении. Если вы чувствуете, что можете, пусть она тихо скажет вам, что «папа больше не будет с нами». Вы также можете поговорить о своих чувствах по этому поводу («Мне грустно, я страдаю»).
Анастасия Виллариф, семейный психолог.
Бен Фурман Психотерапевт, автор книги «Метод приобретения навыков».
Жизнь детей после развода родителей зачастую становится еще хуже. Им приходится не только менять структуру семьи, но и приспосабливаться к новому дому и другой школе. Перемены могут быть ошеломляющими, вызывая сначала растерянность, а затем гнев. Однако можно помочь детям развить навыки, которые повысят их умственные способности и помогут им принять жизнь такой, какая она есть.
Родители Сары разошлись во время летних каникул. Ее отец встретил другую женщину и теперь жил в четырех часах езды от дома. Ее мать была не в состоянии самостоятельно содержать дом и была вынуждена переехать к своей матери вместе с двумя детьми. В результате в жизни Сары произошло множество нежелательных перемен. Новый дом, переход в другую школу, потеря лучшей подруги, но главным образом — потеря отца, которого она теперь видела лишь раз в месяц.
Развод родителей вызвал у детей шок. До этого мама и папа никогда не ссорились, и ничто не предвещало проблем. По словам Сары, у них была прекрасная семья, и даже ее друзья верили в это.
Сохранять спокойствие или выражать свои чувства?
Мать Сары была настолько обеспокоена эмоциональным состоянием дочери, что обратилась к миссис Пулиот, учительнице на пенсии, которая использовала метод навыков в частной практике. Иногда девочка становилась настолько расстроенной и подавленной, что мать опасалась, как бы она не решила покончить с собой.
Сара ненавидела свою новую школу и новый дом и постоянно ссорилась со своим девятилетним братом, матерью, бабушкой и даже по телефону. Она потеряла двух своих лучших друзей, поэтому не пыталась завести молодого человека — она хотела быть матерью и отцом, но не хотела быть матерью. Он никого здесь не знал и чувствовал себя не в своей тарелке и не в своем времени.
Миссис Пулиот поговорила с его матерью о том, как он может получить навыки, и предложила встретиться с Сарой через несколько дней. Когда они пришли вместе, она выглядела встревоженной и большую часть встречи смотрела в пол и грызла ногти.
Миссис Пулиот начала разговор с того, что спросила девочку о ее любимых занятиях в школе и вне ее. Он также поинтересовалась, о чем Сара мечтала в будущем, лет через пять-семь. Тут она узнала, что Сара всегда любила танцевать, петь и играть в театре. Еще она любила рисовать при любой возможности, что она и делала, но главной ее мечтой было стать актрисой, не актрисой, а кем-то, кто умел бы петь и танцевать.
Пока мать ждала в приемной, Сара постепенно стала вести себя более открыто и начала доверять миссис Пулиот. Она поняла, что накопила в себе много гнева, но не знала, как контролировать столь сильные эмоции. Она знала, как внезапные вспышки влияют на ее родителей, и не хотела, чтобы так продолжалось и дальше.
В последнее время она заставляет себя сохранять внешнее спокойствие и избегать ссор. По ее мнению, это лучший способ справиться с гневом. Например, она не стала говорить отцу, как она недовольна, когда он поехал к обоим детям кататься на лыжах, но большую часть времени провел со своим новым другом.
— Я ненавижу его за это, но не хочу говорить ничего такого, что могло бы его обидеть. Я вижу его не очень часто, я просто хочу наслаждаться временем, которое мы проводим вместе. Я не хочу с ним ссориться.
В школе он вел себя спокойно. Когда она взяла несколько неправильных нот на флейте, учительница музыки упрекнула ее перед всем классом. Девочка только недавно научилась играть на инструменте и считала, что это несправедливо, ведь другие ученики занимались два года. Он ничего не сказал, но ему было стыдно.
— Как вы думаете, это снова сделает вас счастливым? — спросила миссис Пулиот.
— Я бы хотела снова веселиться со своей семьей, а также завести новых друзей, — ответила Сара.
— В этом случае, я думаю, вы знаете то же, что и я. Хотите, мы с вами поговорим?
— Я думаю, вам нужно научиться говорить кому-то о своих чувствах и о том, что вам не все равно. Тогда вы не будете так долго запирать свои чувства, что в конце концов они могут вырваться наружу. В конце концов, вы не виноваты в сложившейся ситуации, и у вас есть полное право чувствовать то, что вы чувствуете. Что вы говорите? Это сделает вас счастливой?
— Уверена, что да», — согласилась Сара.
Как стать счастливой? Подмечать счастливые моменты!
Миссис Пулио встречалась с Сарой три раза. Большую часть времени они разговаривали и практиковались в том, как выражать свои эмоции без гнева. Девочке нравились различные жизненные ситуации, в которых ей приходилось выражать свои эмоции. Она практиковалась в том, как говорить о своих чувствах отцу, матери, учителю музыки и даже брату. Во время визита к мадам Пулиот она попробовала применить свои новые навыки общения.
— Прежде чем что-то сказать, сделайте глубокий вдох и подумайте. Репетируйте дважды в день, как настоящий актер. Сначала подумайте, что вы хотите сказать, а потом скажите это так, чтобы не задеть ничьих чувств. И вскоре вы обнаружите, что чувствуете себя гораздо лучше.
— Хорошо подумайте, прежде чем говорить, и жизнь станет легче», — повторяла Сара про себя слова мадам Пулио. Эта фраза стала для нее своего рода мантрой. Она повторяла ее несколько раз в день и практиковала дома, на занятиях в школе и во время визитов к отцу.
Во время второй встречи с миссис Пулиот и Сарой она сказала девочке:
— «Как ты знаешь, Сара, я думаю, есть еще один навык, который поможет тебе стать еще счастливее. Если ты научилась сосредотачиваться на том, что делает тебя счастливой, и позволять взрослым решать твои проблемы, это было бы замечательно. Не нужно взваливать эти заботы на свои плечи. Решать эти проблемы должны ваши родители, а не вы.
— Я могу дать вам эту брошюру, если она вам нужна, — сказала миссис Пулиот, протягивая Саре цветной блокнот. — Ты можешь использовать его как дневник и записывать все хорошее, что происходит в твоей жизни. Например, ты можешь каждый день записывать два приятных события, даже если они происходят дома, в доме твоего отца или в школе. Например, как вы увидели красивую птицу по дороге в школу, как ваш брат сделал что-то смешное, как одноклассник улыбнулся вам или как кто-то заинтересовался вашим актерским талантом. Как это выглядит для вас? Хотели бы вы попробовать?
— У меня нет желания что-либо писать. «Мне приходится много писать о школе», — сказала Сара.
Дочь переживает по поводу ухода отца из семьи: что можно сделать?
— Ну, тебе не обязательно писать. Ты можешь набросать красивые картинки. У тебя очень хорошо получается планировать», — предложила миссис Пули.
Саре понравилась идея выражать свои мысли не словами, а рисунками. В течение следующих нескольких недель она почти каждый день рисовала что-нибудь уютное с радугой, а потом вдруг перестала.
— «Теперь я могу делать это мысленно», — объяснила она и, чтобы доказать свою точку зрения, рассказала, что подружилась с одноклассником, который тоже любил театр. Они хотели загрузить пьесу до конца учебного года. Девочки уже предложили это своему учителю. Учительница одобрила их идею и пообещала помочь.
Прогресс Сары был настолько стремительным, что она сама удивилась. Ее оценки улучшились, она стала заводить больше друзей и наслаждаться временем, которое она проводила с матерью, братьями и сестрами, работая над своими творческими работами. Отец стал уделять ей больше внимания, учитель музыки извинился и наладил с ней хорошие отношения, но прежде всего она была предана своему делу и думала, что в будущем сможет заниматься театром, танцами и пением.
Запрос. Моей дочери семь лет. Она очень грустит, потому что ее отец ушел из ее жизни. Однажды ее отец решил исчезнуть без всякой причины. Теперь он игнорирует ее звонки и не отвечает на сообщения. Дошло до того, что она заблокировала ее в мессенджере. В результате — слезы, плохое настроение и черные фотографии. Не знаете ли вы, что делать, как помочь дочери, как вести себя в этой ситуации?
Отвечает. Детский психолог Вера Сафронова:
Прежде всего, важно не замалчивать эту проблему, не ждать, пока другие, бабушки, дедушки и т.д., начнут говорить с вашей дочерью об этом. Постарайтесь дождаться момента, когда ваша дочь будет эмоционально открыта и захочет поговорить с вами об этом.
‘Ты выглядишь очень встревоженной’.
Возможно, вы сердитесь на нее за то, что она не общается с вами. Это очень нормально».
Я знаю, что вам очень больно, когда вы хотите, чтобы я была рядом, но меня нет.
Также важно поговорить с дочерью о ее страхах. Он может верить, что с ее отцом случилось что-то плохое или что он умер. Она беспокоится, что с вами тоже может что-то случиться.
Тот факт, что девочка плачет и подавлена, а в ее рисунках появляются черные человечки, говорит о том, что она находится под давлением. И если такие периоды затягиваются, а ребенок считает себя неуспешным, стоит обратиться к специалисту, будь то психолог или психиатр, даже с вашей помощью. К сожалению, даже в семилетнем возрасте ребенок может находиться в депрессии, и очень важно, чтобы вы смогли помочь ему найти выход из этого состояния.
Вы должны постараться поддержать свою дочь, значимого взрослого. Это непросто. В конце концов, вы и сами находитесь под давлением. Важно, чтобы ваш эмоциональный фон не подавлял девочку и чтобы она не видела, как это делает ее мама. Вы можете плакать и грустить, но покажите дочери, что с этой ситуацией можно справиться.
Не пытайтесь искать эту поддержку. Часто матери начинают жаловаться на своих отцов и рассказывать истории, которые кажутся плохими. Однако дети не должны ввязываться в конфликты взрослых. Не используйте дочь как жилетку.
Если вам трудно справиться со своими чувствами самостоятельно, обратитесь за профессиональной помощью. Поговорите о своих чувствах с другом.