Инициативная структура выделенных подразделений военной прокуратуры, начиная с уровня СС и заканчивая базовой прокуратурой или военной прокуратурой, и полномочия, которыми наделены военные прокуроры, позволяют им эффективно осуществлять надзор за исполнением антикоррупционного законодательства в вооруженных силах.
При этом в силу действующего законодательства, утвержденного Президентом Российской Федерации, намерения государства бороться с коррупцией, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителя — Главного военного прокурора, военные прокуроры стремятся использовать весь комплекс координационных, надзорных и воспитательных мер по предупреждению коррупции. Они занимают центральное место в системе противодействия коррупции в войсках, координируя деятельность правоохранительных органов и их задачи по борьбе с этим пагубным явлением, обеспечивая не только обязательное привлечение к ответственности коррупционеров, но и самих силовых структур. Одним из приоритетов проводимой работы является выработка скоординированных мер, направленных на пресечение наиболее острых проблем, стоящих перед силовыми структурами. Одной из важнейших задач является обеспечение правоохранительных органов материальными ресурсами и привлечение на эти цели финансовых средств. Особое внимание в этом общем направлении работы уделяется выявлению и пресечению коррупционных и иных правонарушений при выполнении задач муниципальной обороны. Как правило, правонарушения в этой сфере допускаются при отборе исполнителей для заключения муниципальных контрактов и при установлении расценок на продукцию в сторону завышения.
Борьба с коррупцией не может быть эффективной, если люди не будут просвещены в вопросах борьбы с коррупцией, правосознания и уважения к закону.
Следующая острая проблема — коррупция при наборе и призыве людей в вооруженные силы. Их число остается высоким. Решение этих и других проблем заключается в том, чтобы военные прокуроры ежедневно реагировали на прямые признаки коррупции в вооруженных силах. Однако одной из главных задач прокуроров является не только пресечение, но и предупреждение преступлений. Эта задача заключается в надзоре за соблюдением законодательных запретов и ограничений, а также за исполнением обязанностей, связанных с передачей служебных полномочий, который осуществляется на системной основе в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, ответственными за противодействие коррупции, аттестационной комиссией и комиссией по конфликту интересов. Только в 2020 году военные прокуроры выявили более 6 500 нарушений. Продолжают выявляться многочисленные случаи, когда сотрудники правоохранительных органов предоставляют ложные сведения о своих доходах и имуществе, совмещают служебные обязанности с управлением коммерческими организациями или участием в предпринимательской деятельности, не соблюдают требования об урегулировании конфликта интересов. Более 1000 государственных служащих были привлечены к ответственности по этим делам. Эффективность в предотвращении неправомерных действий.
В период призывной кампании обеспечивается работа консультативно-правовых отделов боевой прокуратуры и телефона доверия по вопросам обязанностей военнослужащих по призыву (в том числе по вопросам противодействия коррупции в данной сфере). В заключение следует отметить, что эффективная борьба с коррупцией в силовых структурах возможна только при совместных усилиях военной прокуратуры, правоохранительных органов и командования в рамках всей вертикали управления. Кроме того, это включает в себя поддержку военных объединений и самих вооруженных сил.
В главной военной прокуратуре создан спецназ по борьбе с коррупцией
Александр Аванин — полковник юстиции, начальник административного отдела военной прокуратуры (отвечает за исполнение антикоррупционного законодательства).
Основная задача нового подразделения — выявление подкупных военных комиссаров и генералов, имеющих доступ к муниципальным средствам командира, а также всех остальных коррумпированных командиров.
Несмотря на принимаемые меры, коррупция среди военнослужащих, особенно офицеров, начинает приобретать такой же системный характер, как и уклонение от военной службы», — заявил вчера Сергей Грыжинский на совещании в Управлении военной прокуратуры. Это не может быть решено.
Вот лишь несколько примеров В суде рассматривается уголовное дело в отношении генерала Феоктистова, бывшего военного комиссара Хабаровского края. Но еще до вынесения приговора человеку в облачении прокуратура начала разбирательство по факту прошлых злоупотреблений в отношении его преемника.
Военкоматы давно стали проблемой. Министерство обороны также инициировало смену военных комиссаров, чтобы они не запятнали свои руки взятками. Он прослужил недолго, после чего получил новое назначение. Однако ситуация пока существенно не изменилась. Прокуроры выявили более 130 случаев незаконного увольнения солдат по призыву из армии только в одном Митинском районном военкомате Москвы. Жизнь без погон стоит от 2 до 3 000 долларов США.
В целом военные прокуроры встревожены. Растет преступность среди офицеров. Пятая часть преступлений совершается командирами. Самые распространенные: мошенничество, взяточничество, присвоение и растрата. В прошлом году 244 командира были привлечены к уголовной ответственности.
108 офицеров в звании ниже полковника и 16 генералов. Ущерб, нанесенный государству их услугами, исчисляется десятками миллионов долларов.
А ущерб, нанесенный в начале службы, наверное, неисчислим», — говорит Сергей Грыжинский. Новый департамент по противодействию коррупции во главе с директором должен быстро справиться с этими проблемами и организовать эффективную работу. Мы подобрали лучших сотрудников для выполнения наших новых задач», — сказал он.
Кроме того, генеральный прокурор призвал провести масштабные проверки всех воинских частей, чтобы выяснить, не скрываются ли где-нибудь преступления, в частности, мошенничество чиновников или сама коррупция. Причина в том, что, согласно статистике, в прошлом году преступность в вооруженных силах резко снизилась. А в начале этого года количество зарегистрированных преступлений снизилось на 30-40 процентов. Хорошо это или плохо? Генеральный прокурор Вооруженных сил в этом сомневается.
По его словам, количество уголовных дел в армии снизилось с момента создания Военного следственного управления. Может ли здесь быть какая-то взаимосвязь? По данным военной прокуратуры, сотрудники правоохранительных органов все чаще отказываются от возбуждения уголовных дел. Проверка должна определить, насколько справедливы эти отказы.
Снижение преступности в вооруженных силах — процесс объективный», — заявил корреспондент „РГ“ в кулуарах конференции. Более того, численность вооруженных сил сокращается, и в последнее время министерство обороны предприняло серьезные шаги по укреплению дисциплины». Вопрос только в том, действительно ли так сильно снизился уровень преступности или кто-то подтасовывает статистику.
Преступность в вооруженных силах меняется и требует анализа. Например, есть менее специфические военные преступления, такие как злой умысел, но есть и более общие преступления, такие как грабеж, воровство и мошенничество. Кроме того, гражданские лица чаще осуждаются за тяжкие преступления, а государственные служащие, как уже говорилось выше, чаще осуждаются за коррупцию. Растет число преступлений, совершаемых наемниками и сержантами. В прошлом году они совершили почти треть всех зарегистрированных преступлений.
Однако после создания Комиссии по расследованию обязанности прокурора коренным образом изменились. Теперь прокуратура должна не столько расследовать, сколько надзирать. На первый план выходят вопросы прав человека. Неслучайно на вчерашнем заседании Совета присутствовал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. По словам Сергея Грыжинского, в будущем военная прокуратура будет уделять больше внимания правам людей в форме, в частности, защите солдат от тирании командиров.
Противодействие коррупции — Генеральная прокуратура Российской Федерации
В прошлом году восстановлены нарушенные права более 400 тысяч военнослужащих, уволенных в запас, их родственников и других гражданских лиц», — сказал генеральный военный прокурор. — По требованию прокурора отменено около 12 000 незаконных актов органов власти, приняты меры по возмещению Министерству обороны, другим вооруженным силам и гражданскому населению материального ущерба на сумму свыше 1 млрд рублей. Полномочия военных прокуроров активно использовались для защиты интересов государства и прав граждан в гражданском и арбитражном судопроизводстве.
Борьба с коррупцией является одним из приоритетов государственной политики и ключевым направлением деятельности прокуратуры Российской Федерации, которая занимает центральное место в обеспечении исполнения антикоррупционного законодательства и его неукоснительного соблюдения.
Прокуратура Российской Федерации — федеральная централизованная система, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
Прокуратура осуществляет свою антикоррупционную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года.
В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации был создан специальный отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции («СППК»).
В частности, отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции был создан в прокуратуре Российской Федерации.
Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и соответствующих специализированных прокуратурах.
Для обеспечения независимости и самостоятельности этих подразделений предусмотрен особый порядок их назначения и освобождения от должности, а также привлечения работников к ответственности.
Назначение на должность производится после тщательного изучения личности кандидата Генеральной прокуратурой Российской Федерации, при этом кандидат должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее пяти лет, обладать необходимой профессиональной квалификацией и безупречной репутацией. Кандидаты отбираются на заседании специальной комиссии.
Сотрудники СППК могут назначаться на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации как на региональном, так и на федеральном уровне и привлекаться к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Организационно-методическое руководство деятельностью СППК в каждом регионе осуществляет Управление по надзору за исполнением законов о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее — Управление), а оперативное руководство сотрудниками этих подразделений осуществляется лично прокурорами и прокурорами других специализированных органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В состав Министерства входят департаменты, отвечающие за исполнение федерального законодательства. Департамент осуществляет надзор за уголовным судопроизводством и оперативно-розыскной деятельностью. Обеспечивает участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организационно-аналитические отделы. Старшие прокуроры управлений, расположенных в федеральных округах страны и курирующих государственные органы на региональном и межрегиональном уровне.
Самое важное, что в Российской Федерации в системе прокуратуры создана автономная вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить полную координацию в борьбе с коррупцией и противостоять внешнему давлению со стороны сторонников каждого из секторов власти. Гарантированная независимость сотрудников диспетчерских подразделений позволяет им эффективно и качественно выполнять поставленные перед ними задачи, независимо от уровня подконтрольной организации.
Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства путем реализации различных мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции.
минимизацию и устранение последствий коррупции.
Защита и восстановление нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах, установленных законом. Возмещение ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями.