Эта статья посвящена изучению методов и инноваций в развитии причинно-следственных связей событий в отечественной истории на уроках.
На данный момент школа ориентируется на формирование личности, способной к самостоятельному обучению и непрерывному обновлению своих знаний в течение всей жизни, готовую к самостоятельному принятию решений и действий. Основной задачей школы является привить детям навыки «учиться учиться», «учиться жить» и «учиться жить вместе». Однако на текущем этапе окончания обязательного образования большинство наших учеников показывают недостаточную готовность к самостоятельному обучению и поиску необходимой информации, низкий уровень умения решать проблемы и находить выход из нестандартных ситуаций. Поэтому актуальной проблемой школы является успешное освоение новых знаний, навыков и компетенций, в том числе навыка учиться, самостоятельно и эффективно усваивать материалы. Здесь большие возможности предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [5].
Развитие логического мышления является важной составляющей в учебном процессе. Основной целью современной школы является помощь учащимся в полном раскрытии своих способностей, развитии инициативы, самостоятельности и творческого потенциала. Однако успешное достижение этой цели во многом зависит от того, насколько сформированы у учеников познавательные интересы. Формирование логического мышления у школьников способствует развитию их познавательной активности и продуктивных мыслительных процессов.
Для достижения указанных целей значительное значение имеет проблемное обучение, основанное на использовании исследовательских методов. Учащиеся могут работать над задачей, предложенной учителем, как индивидуально, так и в группе, и представлять результаты своей работы перед классом. Такой подход позволяет воздействовать на разные качества личности учащихся, направляя их развитие. Благодаря возможности объективной оценки своих знаний и использованию индивидуального и коллективного опыта, ученики могут эффективно решать поставленные задачи. Защита и обсуждение работ учащихся стимулируют их поведение, развивают их воображение, темперамент, эмоции и другие психофизиологические качества. Непредсказуемые действия оппонентов на уроке создают новые условия и задачи, что способствует активизации внимания учащихся, развитию их способности управлять вниманием и адаптироваться к новым ситуациям. Такие занятия способствуют развитию механизмов мышления, увеличению способности и скорости изменять способы мыслительной деятельности. Кроме того, развитие ораторского искусства и дикции активизирует творческие способности учащихся. В данном случае творчество рассматривается как личностная характеристика, которая позволяет каждому проявить свою индивидуальность. Именно через процесс межличностного общения ученики получают возможность раскрыть свой потенциал и выразить себя.
Этот тип работ можно легко включить в обычные комбинированные уроки, уроки-семинары, уроки-диспуты и другие подобные формы занятий без особых организационных сложностей или необходимости в специальном оборудовании. Именно поэтому они являются наиболее подходящими для использования в средней школе.
Улучшить условия обучения и повысить усвоение содержания предмета можно, развивая у учащихся навыки самостоятельного анализа. Для этого необходимо обучать их умению выявлять причинно-следственные связи и взаимосвязи исторических процессов. Эти навыки помогут структурировать знания, оценивать факты и явления с точки зрения их места в совокупности событий, а также выявлять их существенные характеристики. Все это является необходимым условием формирования исторического мышления.
В будущем это может послужить основой для полной и объективной оценки текущих событий и ситуаций в реальном времени, их тщательного анализа с целью разработки навыков прогнозирования, необходимых для осуществления собственных жизненных планов. Приобретенные умения логического мышления будут применены студентами и в других сферах их жизни и деятельности.
У многих учителей истории возникает сложность на уроках с тем, что учащиеся не могут последовательно и логически аргументировать вопросы и развивать тему — это фундаментальное навык общего обучения.
Ученик должен представить свои ответы в логически выстроенной и аргументированной форме, которая будет грамотной, яркой и точной [4].
Чернышевский утверждал, что неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей. Поэтому для преподавателя истории очень важно использовать разные методики и способы развития причинно-следственных связей на уроках отечественной истории. Приведем несколько примеров таких методик и способов [3].
Опрос «Ротация». Ответьте на шесть вопросов (таблица).
Систематизация метода «Рокировка»
Используя таблицу, можно последовательно раскрыть эти вопросы и получить полный и логически связный рассказ.
Использование логических схем (см. рисунок 1) является очень удобным при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают нам раскрыть причинно-следственные связи между ними. Ученикам достаточно просто создавать такие схемы, так как они основаны на последовательном соединении квадратов, в которых отображаются причины и следствия, проистекающие друг из друга.
Изображение 1. Один из вариантов построения логического плана
Рисунок 2 показывает диаграммы. Прежде чем составить диаграммы, учитель объясняет их структуру и вид учащимся, возможно начиная с доски, чтобы лучше понять. Задается задача для выполнения домашнего задания по составлению диаграмм развития конкретных государств. Диаграммы должны отражать подъемы и спады, даты и события, символизирующие отмечаемые процессы, а также правителей.
Чёткое обозначение временных интервалов по оси x, разделенных на каждый век, дает возможность школьникам наглядно видеть не только сходства и различия в процессе развития государств, число повторяющихся циклов, но и длительность этих периодов.
Учитель, во время презентации своих проектов, должен стимулировать учеников к осознанию и правильному изложению аргументов, не зависимо от уровня качества выполнения работ. В ходе таких объяснений, учащиеся часто сами выявляют грубые ошибки в своих проектах и исправляют их. Кроме того, всегда найдутся ученики с нестандартным мышлением, чьи работы могут значительно отличаться от обычных, и это не следует рассматривать как неправильное выполнение задания.
Образец применения составления графиков в шестом классе по теме, касающейся становления и развития Франковского государства.
Ученики смогут наглядно представить, какими были степени развития государства в различные этапы взаимоотношений, если создадут аналогичную схему.
Построение последовательности логически связанных элементов (см. рисунок 3). Создание фундаментальных знаний на основе логической схемы упрощает изучение процессов в окружающем мире в последующих учебных классах и анализирует их с целью выявления типичных и уникальных особенностей.
Изображение 3. Образец создания последовательности логических связей для учеников VII класса, касающейся развития крепостничества.
Для достижения более эффективных результатов в развитии умения обнаруживать причинно-следственные связи в исторических процессах и явлениях, необходимо, чтобы учащиеся в средней школе получали систематическое обучение от учителя на протяжении 5-11 классов, при этом все большую роль в учебном процессе должны играть сами ученики.
Причинные и функциональные связи в историческом процессе
Причинные и функциональные связи в историческом процессе
Историческое развитие представляет собой последовательность событий, явлений и процессов, происходящих на определенном этапе истории и объединенных общепризнанными концепциями.
Каждая из основных сфер общественной жизни может быть причиной или следствием, а порой и и тем и другим, относительно других областей. Исходя из этого можно выявить определенное множество причинно-следственных связей между основными сферами общественной жизни.
Взаимосвязи между ключевыми сферами общественной жизни формируются на основе причинности и следствия.
Представленные три факта наглядно подчеркивают особую важность причинно-следственной связи и её регулятивную активность.
Существует несколько уровней причинно-следственных связей. Наиболее простым является парное взаимодействие двух явлений, где одно выступает в роли причины, а другое — в роли следствия. Однако существуют и более сложные формы таких связей. Если у нас есть определенный класс объектов, которые связаны причинно-следственными связями, мы можем обнаружить закрытый причинно-следственный цикл. Следствие, вызванное одной причиной, само становится причиной для другого явления, которое в свою очередь становится причиной третьего явления, и так далее. Эта последовательность взаимосвязанных явлений, связанных между собой жесткой внутренней необходимостью, называется причинно-следственной цепью.
Основное внимание социальной философии сосредоточено на взаимосвязи между различными областями, такими как материальное и духовное производство, экономика и политика, социальные и политические структуры и т.д. Однако, несмотря на все это, вопрос общей причинно-следственной связи между этими сферами является недостаточно исследованным.
С целью более наглядного описания возникающих связей между основными сферами жизни, используются специфические символы и схемы. Так, для обозначения материально-производственной сферы применяется цифра 1, для социальной — цифра 2, для политико-управленческой — цифра 3, а для духовной — цифра 4. Причинно-следственная зависимость между соответствующими сферами обозначается стрелкой →. Комбинация цифр и стрелок принимает формулу, описывающую причинно-следственную связь. Существует несколько таких формул.
Формулы причинно-следственных связей
Полные формулы линейных связей между причинами и следствиями.
Парные комплексы исходно-результатных взаимосвязей:
Кроме того, мы сформулировали всеобъемлющую дифференцированную формулу, которая описывает причинно-следственные связи между различными областями общественной жизни. Путем объединения всех этих формул причинно-следственных связей была выведена единая общая формула.
Другими словами, общественная жизнь в основных сферах характеризуется наличием стабильной системы взаимосвязей, которая имеет определенную совершенность, собственный внутренний ритм и определенное направление. Эти взаимосвязи формируют специализированную социальную подсистему, которая в некотором смысле составляет причинно-следственную цепь основных сфер социальной жизни.