ЛЕКЦИЯ 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАУКИ 1. Представление о роли исследователя. Исследуемый субъект. 2. Объект и предмет научного исследования. 3. Естественный и искусственный язык в науке. 4. Знание как основной компонент научного познания. Теоретический и эмпирический подходы. Понятие «научный факт». 5. Методика исследования как компонент научного познания. Научное познание включает следующие элементы: — исследователь; — объект и предмет исследования; — язык науки; — совокупность знаний; — система методов и приемов исследования. Исследователь — это либо отдельный исследователь, либо научная группа, которая изучает свойства и взаимоотношения объектов. Понятие «исследуемый субъект» следует отличать от понятия «субъект исследования». Исследуемый субъект — это человек или группа людей с определенными социальными, психологическими и другими характеристиками, выбранные для изучения в качестве объекта познания. Объект науки — это сторона реальности, изучение которой является целью данной науки. Любое явление, процесс или отношение в реальности могут быть объектами исследования различных наук. При этом каждая наука изучает эти явления с учетом своей специфики. Например, движения, выполненные человеком, могут быть объектом исследования анатомии, биомеханики, биохимии, физиологии, эргономики, методики физической культуры и т.д. С другой стороны, каждая наука может иметь несколько объектов исследования. Например, объектами исследования в теории физической культуры могут быть: — процесс обучения технике физических упражнений; — процесс систематического развития двигательных способностей; — процесс проведения оздоровительных занятий; — процесс подготовки спортсменов к соревнованиям. В отличие от объекта науки, ее предмет всегда имеет определенную специфику и ясное значение. Предмет науки — это аспект изучаемого объекта, границы которого определены конкретными исследованиями в данной области. Различные науки, изучающие один и тот же объект, могут иметь различные предметы познания. Например, хотя анатомия, физиология и медицина изучают организм человека как объект исследования, анатомия изучает его строение, физиология — функции клеток, тканей, органов и систем, а медицина — методы диагностики и лечения различных заболеваний. Понятие «предмет науки» шире, чем понятия «объект» и «предмет конкретного исследования». Объект исследования — это процесс или явление, которое вызывает проблемную ситуацию и выбирается для конкретного изучения. Предмет исследования — это всё, что находится в границах объекта исследования и изучается в определенном аспекте. Таким образом, предметом исследования являются элементы, стороны, свойства и отношения объекта, изучаемые с определенной целью и в определенных условиях. Еще одним важным компонентом научного познания является язык науки. В научной деятельности, помимо естественного языка, широко используются искусственные языки (формулы, символы). Естественные языки представляют собой универсальное средство общения и обмена информацией, которые характеризуются многозначностью, неточностью, образностью и динамичностью. Искусственные языки, в свою очередь, позволяют точно передавать содержание информации с помощью символов и формул. Однако использование только искусственных языков ограничено. Полное и точное фиксирование результатов мышления человека возможно только при совместном использовании естественного и искусственного языков. Еще одним важным компонентом научного познания является совокупность знаний. Знание — это результат процесса познания и изучения материальной реальности. Оно представляет собой совокупность научных понятий и представлений о мире, фактах действительности. Знание отражает характеристики реальности в виде представлений, понятий, суждений, теорий. В зависимости от способа получения знаний различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, а рациональное познание и его формы (понятия, суждения и т.д.) имеют подчиненное значение. На этом уровне собираются факты, обобщается информация, описываются наблюдения и экспериментальные данные, систематизируются и классифицируются факты. Факт — это информация о событии или явлении, которая подтверждена. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального способа познания, а чувственное познание становится подчиненным. Рациональное познание осуществляется с помощью абстракций (понятий, умозаключений, теорий, законов и т.д.). Завершая лекцию, посвященную характеристике компонентов научного познания, следует отметить, что конечный результат научной деятельности зависит не только от исследователя и объекта исследования, но и от процесса самого исследования, а также от применяемых приемов и средств. Методы исследования являются одним из основных компонентов научного познания. В науке метод означает систему предписаний, принципов, правил и приемов, которые направляют исследователя к решению конкретной задачи. Главная функция метода — организация и регулирование процесса познания. Метод зависит от предмета исследования. Методика — это система действий исследования, инструменты (приборы, обстановка), которые позволяют решить задачу исследования. При помощи методики фиксируются характеристики поведения и воздействия на объект исследования.
Основные различия между субъектом и объектом исследования
Основные различия между субъектом и объектом исследования
Во время беседы практически незаметно различаются понятия объекта и предмета. Часто эти слова синонимичны и взаимозаменяемы между собой. Изучая определенную науку, люди часто сталкиваются с этими понятиями, но не могут найти объяснений их значениям. В этом вопросе мнения разделяются, поскольку в некоторых науках объект и субъект имеют практически одинаковое значение, а в других случаях эти понятия существенно отличаются и каждое несет свой смысл.
Тема — самая обширная идея, а подтема — ее часть. Тема не связана непосредственно с изучением чего-либо, так как обычно это очень широкая область. Подтема, или другими словами, тема — самое широкое значение, считается синонимом только того, что существует на самом деле. Например, какой-то процесс или определенное действие, которое может существовать одновременно в качестве подтемы или темы, в некоторых случаях называется темой. В этой вариации подтема — это реально существующая тема. Конечно, это не событие и не действие. Это безжизненный объект, который одновременно может быть и объектом, и субъектом, в зависимости от поставленной задачи или цели. Объектом называют категорию предметов, явлений или процессов, которые исследует субъект, называемый наблюдателем.
Сущность — скорее процесс или действие, создающее проблематичную ситуацию и выбираемое индивидуумом для исследования. Объект — это то, что находится в пределах объекта. Сущность представляет собой ту часть научного познания, которой исследователь владеет в определенной области. Объект изучения — это тот элемент задачи, изучая который, мы получаем полное представление о сути, подчеркивая его основные и более значимые характеристики. Объект исследования в диссертации часто совпадает с ее темой или очень близок к ней. Сущность и объект исследования как научные понятия соотносятся как единое целое и индивидуальное.
Часто в качестве наблюдателя, исследователя или аналитика выступает человек, группа людей или даже целое общество, которые выбрали определенный объект для изучения, анализа или рассмотрения. Субъектом в данном случае является живое существо, которое способно познавать и воспринимать внешний мир, окружающую среду и все объекты, воздействующие на него.
Главные концепции субъекта
Психологический индивид (отделенный индивид). В данной концепции индивид прямо характеризует человека, выполняющего познавательный процесс. Это мнение близко к нашему повседневному реалистическому опыту и более распространено. В рамках данной концепции осознающий человек рассматривается как источник внешних действий, с определенной степенью восприятия объекта. Этот подход никоим образом не предполагает функционального и практически полезного характера поведения индивида — такого, чтобы человек способен защищать и создавать объект познания.
В основе данной теории лежит утверждение о наличии изначального субъекта, который обладает неизменным и устойчивым «познавательным ядром» в человеке. Это ядро гарантирует целостность знания в различных эпохах и культурах, и его обнаружение является ключевым элементом всякой теоретико-познавательной деятельности.
Реализация корпоративного субъекта происходит благодаря совместным усилиям практически всех индивидуальных эмоциональных сущностей. Примером такого субъекта может служить группа людей, сообщество или организация.
Антагонизм между объектом и субъектом – это одно из самых эффективных средств решения проблем во многих областях наук и исследований. Противопоставление, в конечном счете, приводит к истине, как и дискуссия, которая позволяет анализировать, искать различные пути решения и находить выход из ситуации. Часто, отношения или действия, возникающие с объектами, решаются исключительно субъектами. Важно отметить, что предмет и объект исследования, а также его цели и задачи, зависят только от выбранной темы и плана исследователя.
В сфере работы рассматривается личность, которая активно участвует в трудовом процессе. В то же время, продукт, над которым осуществляется трудовая деятельность, является объектом. Главное различие между этими категориями, вероятно, заключается в направленности действий. Только субъект имеет возможность изменять реальность, выделяясь из нее.
Существует четыре основных аспекта, которые позволяют различить объект и субъект. Из них выделяются:
1. Действие происходит в направлении. Человек, который изменяет первоначальную реальность и заполняет ее новым содержанием, является субъектом. Действие ориентировано от него. Предмет, напротив, воспринимает эти конфигурации или сохраняет свою первоначальную форму. Действие постоянно нацелено на него. Например, студент юридического ВУЗа — адвокат (субъект) исследует международное право (предмет), приобретая новейшие знания.
2. Умение действовать. Отдельный человек способен осознавать свою способность предвидеть грядущие события. Вещество подчиняется этим решениям и действиям, претерпевая изменения.
3. Рисунок. Субъект проявляется через активное воздействие, отделяя себя от реальности. Например, политические лидеры влияют на определенную сферу отношений. В свою очередь, объект существует путем пассивного принятия действий субъекта.
4. Понятие о живых существах. Как основа служат неодушевленные предметы (продукты питания, инструменты, общественные блага). Однако действия всегда направлены на конкретных людей (помощь труженика определенному человеку). Субъект всегда обладает разумом и волей, словно обладает сознанием, присущим живым существам (ребенок, дипломат, государственный служащий) или продуктам общества (государственная инициатива, некоммерческая организация).