Военная прокуратура тюменского гарнизона: история и современность
В 2022 году исполняется 300 лет со дня образования прокуратуры в России.
История российской прокуратуры началась с реформ Петра I. В царском указе от 12 января 1722 года он повелел «иметь в Сенате генерал-прокурора и генерал-прокурора, а в каждой коллегии генерал-прокурора, подотчетного генерал-прокурору». Петр А определил назначение созданных органов по отношению к Генеральному прокурору следующим образом. «Поскольку генерал-прокурор отстранен от должности, это сословие, глаза и голос государственной политики, должно функционировать должным образом». Первым Генеральным прокурором России стал известный политический деятель П. И. Ягузинский.
Военная прокуратура была создана и развивалась в ходе судебной реформы 1864 года. Военную прокуратуру возглавлял генерал-прокурор, имевший двух помощников и подчинявшийся непосредственно военному министру. Он назначался на эту должность высочайшим указом по представлению военного министра. К каждому военно-окружному суду были приписаны военный прокурор и его помощник. В ходе той же реформы Контрольное управление Военного ведомства было преобразовано в Главное управление военных судов. Его начальником стал В.Д. Философов (1820-1894), назначенный Александром II главным военным прокурором 1 сентября 1867 года.
Согласно одному из первых законодательных актов СССР — Декрету о судах (1917) — существующие органы судебных следователей и прокурорского надзора были упразднены. Этим же декретом были учреждены новые советские суды. В декабре 1921 года было принято решение о передаче прокуратуры в ведение Народного судебного комитета, а в ноябре 1922 года в результате судебной реформы была создана Военная прокуратура, призванная следить за соблюдением законов и обеспечивать правильную организацию борьбы с преступностью.
На этом этапе были созданы первые восемь областных военных управлений. Великая отечественная борьба (1941-1945 гг.) стала суровым испытанием для нашей страны. С самого начала структура военных прокуратур была приспособлена к требованиям действующей армии. Военные прокуроры выполняли свои задачи в армейской жизни, а при необходимости сражались с врагом в воинских формированиях с оружием в руках. В годы войны военные прокуроры и следователи доказали, что они настоящие патриоты, достойные профессионалы и храбрые офицеры.
С началом Великой отечественной войны работа прокуратуры была боевым образом реорганизована как в военном, так и в территориальном плане. Увеличилось и количество военных прокуроров. В годы войны деятельность военной прокуратуры была разнообразной и многогранной, но организационно и энергетически все же сводилась к двум основным формам: контроль за законностью в войсках и преследование злодеяний. Организация военной прокуратуры поначалу не пострадала.
В начале войны были приняты меры по приближению прокурорской организации к войскам, перейдя от корпусной системы к прокурорской на самом низком уровне. Был создан штаб фронтовых прокуроров, в который вошли штабы прокуроров корпусов и соединений (общевойсковых, бронетанковых и танковых корпусов, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых отделений, артиллерийских отделений главных бригадных командований, воздушно-десантных частей).
Кроме того, в состав оперативного руководства фронтовых боевых частей преследования входили бойцы частей преследования НКВД, отвечавшие за арьергард и прикрытие фронта, и бойцы фронтовых железнодорожных частей преследования. Кроме того, в их состав входили бойцы фронтовой противовоздушной обороны, дальнебомбардировочной и других прокуратур. В тылу находились бойцы местных прокуратур, под командованием которых находились прокуратуры боевого охранения, вспомогательные стрелковые части и авиабригады.
Во время войны надзорные функции боевых прокуроров приобрели многогранный характер. Они имели возможность рассматривать практически все аспекты армейской жизни. В центре внимания прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как снабжение продовольствием и боеприпасами, транспортировка раненых, заготовка продуктов для солдат в передовых частях и для отдыха, экипировка солдат и воинская дисциплина. Содержание госпиталей и выплата пособий семьям военнослужащих. Услуги по охране военного имущества и возврату пустых контейнеров в промышленность, а также импорт военного оборудования и военной техники. Без преувеличения можно сказать, что не было ни одной сферы жизни и деятельности вооруженных сил, как на фронте, так и в тылу, которая не проходила бы через глаза военного прокурора.
Среди тех, кто внес значительный вклад в развитие военной прокуратуры в послевоенный период, несомненно, был генерал-полковник прокуратуры Артем Григорьевич Горный, возглавивший военную прокуратуру в 1957 году и руководивший ее коллективом на протяжении 29 лет (1957-86 гг.). С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов прошлого века военная прокуратура, как и государство в целом, переживала трудные времена. Экономические проблемы стремительно осложняли финансирование, во всех областях возникали вооруженные дела, преступность накатывала как лавина, а многочисленные реорганизации приводили к оттоку прокуроров и следователей.
В реальном времени Генеральная прокуратура Российской Федерации оформила единую централизованную систему, подчинив нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Военная прокуратура Чуменского гарнизона была создана в 1962 году для надзора за двумя артиллерийскими базами. Благодаря своему коллективу военная прокуратура гарнизона прошла путь, полный достижений и событий, за более чем 59 лет.
Военная прокуратура Чуменского гарнизона вобрала в себя должности трех военных прокуратур (Чуменского, Сургутского и Курганского гарнизонов).
Первым военным прокурором гарнизона приказом Верховного Главнокомандования № 129/лс от 18 июня 1962 года был назначен подполковник юстиции А. Е. Плещак, который положил начало деятельности военной прокуратуры. На должности военного прокурора Чуменского гарнизона были назначены подполковник Коптеров П.А., майор Пономарев А.И., капитан Букалов В.В., майор Дулепов С.А., подполковник Юров Дани. Другие.
В реальном времени должность военного прокурора Чуменского гарнизона занимает подполковник Е. Д. Ефимович.
В 2021 году военной прокуратуре Чуменского гарнизона удалось обеспечить надлежащий уровень надзора за соблюдением законов в гарнизоне.
Продолжая выполнять возложенные законом на военную прокуратуру Чуменского гарнизона полномочия, сотрудники прокуратуры за последние годы добились значительных результатов в своей надзорной деятельности. Так, выявлен ряд прецедентов неправомерного использования влияния отдельными военнослужащими, в том числе злоупотребление государственными средствами, хищение валютных средств и обман сослуживцев при продвижении по службе офицерами воинских частей и учреждений. По просьбе солдат прокуратура Чуменского гарнизона восстановила права нескольких родственников убитых военнослужащих и назначила им крупные пенсии для оплаты интерната.
Военная прокуратура Тюменского гарнизона: история и современность
Данный ресурс использует Яндекс Метрику, сервис веб-аналитики ООО «ЯНДЕКС», 119021, Российская Федерация, г. Столица, ул. Л. Толстого, д. 16 (далее — Яндекс). Сервис Яндекс Метрика использует файлы cookie для сбора технических данных посетителей с целью обеспечения функциональности и улучшения качества работы сервиса. Продолжая пользоваться ресурсом, вы автоматически соглашаетесь с использованием этих технологий. Информация, собранная с помощью cookies, не идентифицирует вас, но помогает нам улучшить работу нашего сайта. Собранная с помощью «куки» информация об использовании предоставленного сайта передается Яндексу и хранится на серверах Яндекса на территории Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования файлов «cookie», выбрав соответствующую опцию в вашем браузере.
В 2022 году будет отмечаться 300-летие со дня образования прокуратуры Российской Федерации.
История прокуратуры Российской Федерации началась с реформ Петра I. Своим указом от 12 января 1722 года он повелел «иметь в Сенате генерал-прокурора и генерал-прокурора, а в каждом Совете генерал-прокурора, который обязан докладывать генерал-прокурору». Назначения созданных органов Петр А определил в относительно общем гонительном тексте. «К сему сословию, которое есть око городского управления и защитника, должно относиться осторожно, ибо оно первое от него взыскивается». Первым генерал-прокурором Российской Федерации стал видный местный чиновник П. И. Ягузинский.
Военная прокуратура была создана и развита в ходе судебной реформы 1864 года: главой военной прокуратуры был назначен обер-прокурор с двумя помощниками, подчинявшийся непосредственно военному министру. Он назначался на эту должность верховным царским указом по представлению военного министра. К каждому военно-окружному суду был приписан военный прокурор с помощником. В ходе той же реформы контрольное отделение, существовавшее в составе Военного ведомства, было преобразовано в основное управление военных судов. Его начальником стал В.Д. Философов (1820-1894) был назначен Александром II главным военным прокурором 1 сентября 1867 года.
Согласно одному из первых законодательных актов России — Декрету «О суде» (1917) — традиционные высшие учебные заведения для судебных следователей и прокурорских надзирателей были упразднены. Этим же декретом были учреждены новые российские суды. В декабре 1921 года было принято решение об учреждении прокуратуры в составе Государственного судебного комитета, а в ноябре 1922 года, после проведения судебной реформы, для надзора за соблюдением законов и правильной организации борьбы с преступностью была создана Городская военная прокуратура.
На этом этапе были созданы первые восемь окружных военных прокуратур. Великая отечественная война (1941-1945 гг.) стала суровым испытанием для нашей страны. С самого начала структура военной прокуратуры была приведена в соответствие с требованиями действующей армии. Военные прокуроры выполняли свои обязанности в условиях военной жизни, а при необходимости брали в руки оружие и сражались с врагом в составе воинских формирований. В годы войны военные прокуроры и следователи проявили себя как настоящие патриоты, хорошие профессионалы и храбрые офицеры.
Так, с начала Великой отечественной войны работа как боевых, так и территориальных прокуратур была перестроена на боевой лад. Увеличилось количество военных прокуроров. В годы войны работа военной прокуратуры была разнообразной и многогранной, но организованной и энергичной, по-прежнему укладываясь в две основные формы: коллективный контроль за законностью в вооруженных силах и уголовное преследование преступлений. Структура военной прокуратуры изначально не была развалена.
В начале войны были приняты меры по приближению прокурорской организации к войскам, перейдя от корпусной системы к прокурорской на самом низком уровне. Был создан штаб фронтовых прокуроров, в который вошли штабы прокуроров корпусов и соединений (общевойсковых, бронетанковых и танковых корпусов, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых отделений, артиллерийских отделений главных бригадных командований, воздушно-десантных частей).
Кроме того, в состав оперативного руководства фронтовых боевых частей преследования входили бойцы корпусных частей преследования НКВД, охранявших тыл и фронт, а также бойцы фронтовых железнодорожных частей преследования. Военнослужащие из частей ПВО, дальней авиации и других подразделений. В тылу появлялись военнослужащие из окружных частей, а также бойцы патрульных, вспомогательных артиллерийских и авиационных бригад.
Во время войны надзорные функции боевых прокуроров приобрели многогранный характер. Они имели возможность рассматривать практически все аспекты армейской жизни. В центре внимания прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как снабжение продовольствием и боеприпасами, транспортировка раненых, заготовка продуктов для солдат в передовых частях и для отдыха, экипировка солдат и воинская дисциплина. Содержание госпиталей и выплата пособий семьям военнослужащих. Услуги по охране военного имущества и возврату пустых контейнеров в промышленность, а также импорт военного оборудования и военной техники. Без преувеличения можно сказать, что не было ни одной сферы жизни и деятельности вооруженных сил, как на фронте, так и в тылу, которая не проходила бы через глаза военного прокурора.
Среди тех, кто внес значительный вклад в развитие военной прокуратуры в послевоенный период, несомненно, был генерал-полковник прокуратуры Артем Григорьевич Горный, возглавивший военную прокуратуру в 1957 году и руководивший ее коллективом на протяжении 29 лет (1957-86 гг.). С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов прошлого века военная прокуратура, как и государство в целом, переживала трудные времена. Экономические проблемы стремительно осложняли финансирование, во всех областях возникали вооруженные дела, преступность накатывала как лавина, а многочисленные реорганизации приводили к оттоку прокуроров и следователей.
В настоящее время прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, в которой нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Военная прокуратура Чуменского гарнизона была создана в 1962 году для надзора за двумя артиллерийскими базами. Благодаря своему коллективу военная прокуратура гарнизона прошла путь, полный достижений и событий, за более чем 59 лет.
Военная прокуратура Чуменского гарнизона вобрала в себя должности трех военных прокуратур (Чуменского, Сургутского и Курганского гарнизонов).
Приказом Главного военного прокурора № 129/лс от 18 июня 1962 года подполковник, судья А. Е. Курганский был назначен на должность военного прокурора Чуменского гарнизона. Первым военным прокурором гарнизона был назначен подполковник судья А. Е. Плесяк, который заложил основы деятельности военной прокуратуры.
В реальном времени должность военного прокурора Чуменского гарнизона занимает подполковник Е. Д. Ефимович.
В 2021 году военной прокуратуре Чуменского гарнизона удалось обеспечить надлежащий уровень надзора за соблюдением законов в гарнизоне.
Продолжая выполнять возложенные законом на военную прокуратуру Чуменского гарнизона полномочия, сотрудники прокуратуры за последние годы добились значительных результатов в своей надзорной деятельности. Так, выявлен ряд прецедентов неправомерного использования влияния отдельными военнослужащими, в том числе злоупотребление государственными средствами, хищение валютных средств и обман сослуживцев при продвижении по службе офицерами воинских частей и учреждений. По просьбе солдат прокуратура Чуменского гарнизона восстановила права нескольких родственников убитых военнослужащих и назначила им крупные пенсии для оплаты интерната.
Постоянно реализуя возложенные законом на военную прокуратуру Чуменского гарнизона полномочия, коллектив прокуратуры за последние годы добился значительных результатов в надзорной деятельности. В результате выявлены многочисленные факты злоупотребления должностными полномочиями офицерами воинских частей и учреждений, хищения денежных средств, мошенничества отдельных офицеров в отношении своих коллег, обмана сослуживцев при продвижении по службе. По заявлениям военного прокурора Чуменского гарнизона, многие семьи погибших военнослужащих восстановили свои права и получили повышенные пенсии за утраченную добычу.