Управление военными организациями и их деятельностью — это административная функция, выполняемая в рамках своих законодательных полномочий должностными лицами различных ветвей государственной власти, которые никогда не возглавляли вооруженные силы». [41]
Управление военными организациями осуществляется путем
— Проекты управления и контроля специальных межведомственных органов.
— Полномочия и контроль высших органов государственной власти.
— Мониторинг и информирование населения о состоянии военной организации и деятельности государственных социальных институтов.
— Народные призывы, заявления и претензии.
Цели и основные задачи военной администрации:
1. целью военного управления является обеспечение безопасности государства путем повышения надежности и эффективности деятельности военных организаций и военной деятельности в Российской Федерации.
2. основными задачами военного управления считаются.
1. утверждение демократических принципов и общепринятых норм функционирования военных организаций и деятельности в Российской Федерации; 2. обеспечение надежности и продуктивности военных организаций и деятельности в Российской Федерации
3. разработка заключений, служб и назначений, направленных на укрепление национальной безопасности Вооруженных Сил и повышение их авторитета в обществе. — Разработка принципов обеспечения национальной безопасности Вооруженных Сил.
Обеспечение органов государственной власти и общественности абсолютной, достоверной и своевременной информацией о Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права, координации деятельности военных организаций и государства. — Население, экономический, научно-технический и иной потенциал для обеспечения безопасности жизни страны, а также военнослужащих различных государств.
Предотвращение и/или ограничение беспорядочного, нецелесообразного или необоснованного планирования, формирования и расходования ресурсов и средств на национальную оборону, правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Исключение возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации, других вооруженных сил, военных организаций и учреждений в интересах отдельных личных групп, политических партий, социальных групп и иных субъектов.
Предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав личности в Вооруженных Силах, других войсках, военных организациях и учреждениях, а также чрезвычайных ситуаций в военно-политических отношениях.
Защита прав и интересов военнослужащих, лиц, лишенных работы в связи с прохождением военной службы, гражданских служащих Вооруженных Сил, других войск, военных организаций и учреждений, а также членов их семей.
Развитие служб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов управления военных и силовых структур по реализации утвержденных заключений в области охраны и безопасности, военно-правовой и государственной защиты. военнослужащих, гражданского населения и членов их семей.
Принципы организации и осуществления военного управления:
— Верховенство закона. Круг обязанностей, компетенция и функции органов власти и управления регулируются законодательством Российской Федерации, что исключает случайное вмешательство в работу органов управления военно-охранных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
— Беспристрастный политический контроль. Должностные лица и жители, осуществляющие управление, действуют в соответствии с законом и вряд ли будут связаны выводами политических партий, политических движений и других общественных организаций при выполнении своих служебных обязанностей.
— Все военно-силовые структуры и другие элементы оборонного комплекса подотчетны высшему органу государственной власти Российской Федерации. Законодательное разграничение функций и возможностей всех ветвей и смыслов государственной власти в сфере обороны и безопасности страны.
— Определение границ функций и компетенций между муниципальными специальными административными службами, исключение параллелизма и дублирования задач.
— Высвобождение средств на оборону, правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, размещение и ликвидацию вооружений в соответствии с Федеральным законом «Об экономической классификации Российской Федерации».
Рассматриваются вопросы управления и труда военных организаций в Российской Федерации.
ь институты подготовки военных и гражданских кадров, утверждения и реализации военно-политических решений. ь Эффективность, законность и порядок применения Вооруженных Сил и сил безопасности для решения внутригосударственных дел, а также при использовании Вооруженных Сил и сил безопасности в иных целях.
(б) международные обязательства, реализация целей соглашений и договоров, участником которых считается Российская Федерация, порядок участия Вооруженных Сил, других войск, военных организаций и учреждений в операциях по поддержанию мира за рубежом
(б) структура Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, их соотношение с задачами обеспечения национальной безопасности, экономическим, демографическим, научно-техническим и иным потенциалом страны
(б) законность составления, утверждения и исполнения оборонного бюджета, расходования средств в иностранной валюте в Вооруженных Силах, других войсках, военных организациях и учреждениях.
(b) уровень и темпы военного производства, процесс разработки и реализации муниципального оборонного заказа, характер и результаты преобразования военных кадров, военно-технического сотрудничества и мобилизационной готовности страны.
(а) законность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других Вооруженных Силах, военных организациях и учреждениях; общественная безопасность военнослужащих и членов их семей, а также лиц, лишенных работы в связи с прохождением военной службы.
b Морально-психологическое состояние Вооруженных Сил.
b Система военно-патриотического воспитания молодежи и подготовки призывников, формирование морально-психологической готовности населения к защите Родины.
b Подбор, расстановка и перемещение личного состава.
b Устав и другие внутренние документы.
b Положение и виды воинских и других частей, создание авторитета вооруженных сил в обществе и формирование стремления к военной службе.
В представленном дипломном проекте рассматривается организация и управление работой отдела военного снабжения в Кировской области.
Военная бюрократия
Военная бюрократия — это организация боевых офицеров и интеллигенции, основанная на принципе иерархического подчинения, выполняющая функции по выполнению боевых и общих административных задач.
В России бюрократическая структура власти со средствами принуждения начала формироваться, когда административные функции государства осуществляли князья, а их командование осуществлялось военными взводами. Эта административная коллегия фактически создала военную бюрократию и распродала функции социального управления.
В этом случае королевское военное правительство просуществовало недолго. Монарх получал власть через Генеральное собрание и отстранялся от власти Генеральным собранием. Значительная военная бюрократия России действовала на основе договорных отношений с населением той или иной страны.
Смена власти монарха с временной личной на постоянную наследственную означала дробление старых русских земель и обострение военных конфликтов. Важнейшей частью Русского государства в этот период стала княжеская дружина, которой вместе с князьями передавалось управление государством. Военная администрация была настолько тесно связана с городской, что разница между ними была практически утрачена. Татаро-монгольское иго значительно ослабило власть господ, фактически приравняв их к своему окружению.
С установлением монархии возросло значение военной бюрократии. Например, во время правления Ивана Грозного земли дворян могли быть конфискованы, чтобы избежать военной службы.
Во время существования русских земель до XVII века не было четкого разграничения между гражданской и военной службой. Боярское сословие позволяло одинаково хорошо выполнять дипломатические, военные и административные функции. Отслужившие в армии могли подать прошение о переводе на военную службу в более старшем возрасте.
Петр I провел реорганизацию армии и организовал формирование полков из вольноотпущенников, которые сами желали служить в армии. Порядок проведения рекрутского набора был закреплен в Соборном уложении 1649 года: в конце XVII века стрелецкий корпус был расформирован, а на его месте были созданы пехотные и драгунские кавалерийские полки. На этом этапе началась рекрутская деятельность.
Во время правления Петра I в России действовало Военное министерство, которое отвечало за финансирование и ведение дел постоянной армии, комплектование армии, организацию боевых частей и подбор военачальников. В обязанности Военного министерства входило финансирование и ведение дел постоянной армии, комплектование армии, организация боевых частей и выбор военачальников.
Специфика военной бюрократии в российском государстве
История российского государства позволяет выявить правильные черты военной бюрократии.
Во-первых, на протяжении всего своего государственного существования Российская Федерация часто участвовала в войне или готовилась к ней. Это привело к тому, что для российской аристократии военные вопросы стали приоритетнее других сфер муниципального управления. Почти все остальные сферы муниципального управления были подчинены военной оккупации и призыву в армию. Высшие слои общества несли военную службу, которая была наследственной. При этом приверженцы высокопоставленных классов, в том числе и боевые, имели возможность заниматься политической деятельностью, но в случае опасности были обязаны выполнять прямые военные обязанности.
Во-вторых, российская действительность характеризуется неприступным гражданским обществом, чего, в отличие от Западной Европы, здесь, например, не наблюдается. Внутренняя дискуссия всегда находилась под влиянием высшей власти. Все крупные экономические и социально-нравственные реформы проводились сверху вниз и были направлены на удовлетворение интересов правящей элиты. Реализация реформ осуществлялась путем народного принуждения или, в исключительных случаях, насильственными методами по отношению к подчиненным слоям общества. Сложившаяся ситуация способствовала формированию в политической науке и практике бюрократических привычек, при которых хозяин выступал в роли помощника государства, а все его действия определялись властью или воспринимались как попытки этого режима. Формирование существования России как государства администрацией и бюрократией приводило к конфликту с народом. Власть не была подотчетна народу, не подчинялась и не контролировалась обществом. Напротив, общество подчинялось различным бюрократическим структурам государства, включая государственную и военную.
В-третьих, для бюрократии Российской Федерации было характерно назначение на высшие посты в местных структурах выходцев из силовых структур, отличавшихся работоспособностью, лояльностью и послушанием подчиненным. В результате отношения между военными офицерами распространялись на политическую сферу, а их стиль управления распространялся на всех подчиненных военных, находящихся у власти.
В-четвертых, для Российской Федерации характерно сложное взаимодействие между централизацией военного управления и установлением границ между компетенциями и обязанностями верховного главнокомандующего. Это разграничение было введено в начале или после войны, но оказалось неэффективным в управлении военными организациями. Его истоки можно проследить в зловещей привычке, сложившейся в императорской России, — в том, что главным в военной карьере считалось умение приблизиться к власти, а не стремление улучшить государственное управление. Постоянные попытки провести границы между военной и административной, военной и деловой компетенцией приводили к снижению эффективности и неизбежным трениям.