Перед тем, как отправить своего ребенка в школу, многие родители задумываются о том, какую учебную программу выбрать для первоклассника и в какую школу его направить. Здесь мы расскажем о пяти основных программах начального образования, которые существуют в России, а также о том, каким образом они будут развиваться в ближайшее время.
Какие школьные программы сейчас существуют
В России в настоящее время существует пять главных программ, при этом у каждой из них собственный набор учебников, стандартов и целей.
Образовательное учреждение, расположенное на территории Российской Федерации.
Одной из наиболее распространенных школ в России является «Школа России». Ее легкость в освоении и доступность часто сравнивают с советской школой. В этой школе детям передается доброта, патриотизм и уважение к старшим. Учебники по литературному чтению и окружающему миру содержат разделы, посвященные Великой Отечественной войне, религии и правилам дорожного движения. В математике дается задания на развитие логического мышления. Программа предназначена для детей, которые еще не овладели навыками чтения и счета до начала первого класса. В нее входят следующие учебники:
2. Образовательное учреждение, известное под названием Школа 21 век, обладает особыми методами обучения и воспитания, которые встречают требования современной эпохи.
Программа «Школа 21 века» призвана развивать у детей навык самостоятельного мышления. В ней представлено немного готовой информации, но множество возможностей для проведения собственного поиска и изучения предмета. Эта программа подходит для детей с разными уровнями знаний и интересов. Однако, если родитель привык помогать ребенку с домашними заданиями или ребенок не привык к нетрадиционным методам обучения, то программа может показаться сложной. Уже во втором классе дети проводят опыты по предмету «Окружающий мир», но если ребенок пропустит неделю из-за болезни, ему может быть трудно справиться с программой без помощи учителя. В состав программы входят следующие учебники:
3. Совершенное слияние
Для того, чтобы глубже изучить предметы, предлагается использовать более сложную программу. Учебники, разработанные для этой программы, являются необычными и направлены на развитие воображения и интереса к получению новых знаний. В ходе занятий дети активно обмениваются мнениями с одноклассниками и учителем, выполняют задания как самостоятельно, так и в маленьких группах. Особое внимание уделяется обучению ребенка постановке задач, созданию плана действий и оценке своих результатов. В рамках этой программы используются следующие учебники:
всегда привлекает и вдохновляет людей, суля возможности и новые горизонты.
Эта программа нацелена на то, чтобы вдохновлять детей на самостоятельное приобретение знаний, а не просто предоставлять им информацию. Она стимулирует их стремление к поиску нового, проведению экспериментов. Основной целью программы является развитие осознания собственной личности у ребенка, обучение навыкам коммуникации и ознакомление с традициями своего народа.
До 2009 года в издательство «Перспектива» включались учебники по математике, автором которых была Людмила Петерсон. Однако позднее эти учебники были заменены на те, которые написал Георгий Дорофеев. В состав новой линейки входят следующие учебные пособия:
это образовательная методика, разработанная двумя советскими учеными — Василием Элькониным и Дмитрием Давыдовым.
Ранее Ельконин-Давыдов был единственной развивающей программой, рекомендованной государством. Однако недавно он был исключен из ФГОС. Главная идея этой программы заключается в том, чтобы дети учились ставить себе задачи, находить оптимальные решения и самостоятельно оценивать свои результаты. К тому же, в начальной школе привычных оценок часто нет. Вместо этого дети оценивают свои работы по различным критериям на шкале собственной оценки: правильность выполнения, аккуратность и интересность задания. Учитель выражает свое мнение, но не в стиле «ты неудачник», а скорее в духе «мне трудно справиться с этой задачей, нужно поработать над своими слабыми сторонами». В рамках программы предусмотрены учебники,
Какой стала программа с сентября 2025 года
С начала сентября 2025 года Российские дети приняли на себя новую Федеральную общеобразовательную программу, в соответствии с изменениями в законе «Об образовании». Это приведет к уменьшению количества школьных программ и учебников. Основной концепцией этой новой централизованной образовательной системы является использование только одного учебника для большинства предметов.
Во-первых, есть ряд преимуществ, связанных с этим, а в то же время есть и недостатки. Мне ясно запомнилось, как наш класс единодушно приобретал учебники по математике, истории и английскому языку в издательстве, так как их не было в библиотеке, да и весь город также не имел их — за ними приходилось ехать в Москву. В то же время параллельные классы занимались другими учебниками под руководством другого учителя. Это создавало настоящую суматоху, когда мне пришлось перейти из одного класса в другой.
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Обязательное получение основного общего образования является неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации согласно статье 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Каждый гражданин должен успешно завершить не менее девяти классов, что является обязательным требованием.
Существует два способа освоения образования, описанных в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Какие существуют формы обучения
В учебных заведениях проводится обучение в различных форматах: очный, комбинированный и дистанционный.
Вне учебных заведений происходит обучение в форме домашнего образования (с 1 по 9 класс) и самостоятельного обучения (10-11 классы).
Давайте подробнее рассмотрим каждый вид обучения.
Формы получения образования в организации
В публичных или традиционных частных образовательных учреждениях предлагается выбор из трех различных форм обучения: полного присутствия, комбинированного присутствия или дистанционного обучения. Эти формы доступны для учащихся начальной, средней и старшей школы без ограничений.
Очное обучение — это метод обучения, при котором студенты физически присутствуют на занятиях в учебном заведении.
Ребёнок, обучающийся в очной форме, еженедельно посещает школу в течение пяти-шести дней. Он следует установленному расписанию, регулярно получает оценки и проходит аттестацию. С точки зрения правового языка, это фактическое участие ребёнка в образовательной организации.
В идеальном мире ученик, словно губка, аккумулирует знания и мудрость своего учителя, а во время перемены радостно проводит время с товарищами по классу. Однако в реальности многие родители выражают свое недовольство качеством образования в школе, а дети сталкиваются с проблемой буллинга.
Личное присутствие на занятиях является оптимальным выбором, если:
Надомное обучение является альтернативой очному обучению, предназначенной для детей, которые по причине заболевания не в состоянии посещать школу. Важно отметить, что это не полноценная замена очным занятиям, а всего лишь один из вариантов обучения.
Что подразумевается под формой обучения, комбинирующей очные и заочные методы?
Ребенок, учащийся в режиме очно-заочного обучения, является студентом школы, но посещает ее только несколько раз в неделю или в редких случаях, чтобы сдать и получить домашние задания. Однако, для прохождения аттестации ему необходимо присутствовать вместе с остальными школьниками: если сегодня проводят контрольную работу, обязательно присутствовать.
Школы неохотно и редко переводят детей на очно-заочное обучение. Это происходит в основном из-за трудностей, которые возникают для учителей, и с целью избежать создания прецедентов. Возникает вопрос: «Почему Петров может не ходить в школу, а я нет?!»
Очно-заочное обучение является идеальным вариантом, если:
Обучение в дистанционном формате
При обучении на заочной форме ребенок не посещает школу и овладевает материалом самостоятельно с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он все же является частью школьного коллектива и, следовательно, не может изменять учебную программу, пропускать классы и должен придерживаться графика проведения аттестаций.
На самом деле, есть возможность сдавать контрольные работы дистанционно: через сайт школы или, например, посредством использования Скайпа. Законом это называется «реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Другими словами, дистанционное обучение не является самостоятельной формой обучения, а всего лишь способом организации учебного процесса. О формате проведения контрольных работ необходимо договариваться с администрацией школы. График и форма письменных контрольных работ должны быть согласованы с школой и родителями, и на практике это означает, что школа может противиться идее дистанционного выполнения работ. Кроме того, в школе могут проводиться дополнительные диагностические работы, такие как межклассные контрольные работы или внешнее независимое оценивание. Поскольку учащийся является участником обучения в данной школе, ему требуется присутствовать в школе при выполнении таких работ.
Администрация и преподаватели государственных школ неохотно соглашаются на перевод учеников на заочную форму обучения. Они осознают, что при такой форме образования они несут ответственность за качество его получения. Если ученик, обучающийся заочно, плохо подготовится и не сможет успешно сдать аттестацию, это отразится на преподавателях, которые несут непосредственную ответственность за обучение.
Заочное обучение — отличный выбор, если:
Формы получения образования вне организации
Важнейшее различие между получением образования в организации заключается в том, что обязанность обеспечить качество знаний лежит не на учебном заведении, а на самих родителях или учащемся.
За обеспечение ребенка основополагающими знаниями и общим образованием отвечают его родители. Поэтому до момента получения аттестата за 9 класс обучение вне школы является семейным. Окончательное решение о переходе на эту форму обучения принимается мамой и папой с учетом индивидуальных потребностей и интересов ребенка.
Если старшеклассник или взрослый, не закончивший обучение в своё время, решает восполнить пропущенные знания, то такой процесс называется самообразованием. Личное стремление и ответственность заобучение лежат на учащемся.
Семейное образование — это процесс, в ходе которого семья играет основную роль в воспитании и обучении детей, передавая им ценности, традиции и навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Семейное образование (СО) представляет собой гибкую и вариативную форму обучения. Родители имеют право выбирать между различными программами и осуществлять учебный процесс по-разному. Никакой из вопросов не будет задан о том, каким образом ребенок учится, главное — чтобы он успешно проходил аттестации.
Экстернат используется для сдачи аттестаций по семейному образованию и самообразованию, и он не является отдельной формой обучения, а лишь способом прохождения данных аттестаций.
Давайте рассмотрим основные разновидности структуры семьи.
Семейный вид образования идеально подходит, если:
Суть самообразования заключается в том, что это процесс осознанного и независимого приобретения знаний и навыков без формального обучения или руководства.
Самообразование представляет собой способ обучения вне учебных заведений. Оно подразумевает получение знаний самостоятельно, вне семейной обстановки. Термин «самообразование» применяется к старшеклассникам, которые достигли возраста 15 лет или тем, кто уже завершил основное образование, то есть успешно окончил 9 классов.
имеет потребность развиваться самостоятельно и овладеть навыками самообразования; стремится к самопознанию и глубокому пониманию себя; активно стремится к самосовершенствованию и достижению личных целей.
Выводы
Если не удастся установить связь по телефону, возможно отправим сообщение на электронную почту.
Вам будут предоставлены занятия по различным предметам, вы познакомитесь с наставниками и попытаетесь выполнить задания для домашней работы.